Справка:

Модное слово "мини-отель" привлекательно для многих. Но тонкость заключается в том, что такого понятия, как "мини-отель" или "мини-гостиница", официально не существует. Эти определения распространены в прессе и в разговорной речи. Официальным же является термин "малые гостиницы", который впервые был узаконен летом 2005 года в "Классификации гостиниц и других средств размещения". Документальное соответствие тому или иному типу гостиницы по данной классификации - дело исключительно добровольное и любой отель может подать заявку на прохождение подобной аттестации. Кстати, по данной классификации номерной фонд малой гостиницы включает до 50 номеров.
гостиницы санкт петербурга, отели петербурга, гостиницы петербурга, гостиницы питера, мини отели санкт петербурга, гостиницы спб, гостиницы в санкт петербурге, санкт петербург гостиницы, петербург гостиницы, гостиницы в петербурге

вернуться к списку статей

 "Интересный формат - мини отель" 

Многомиллионные проекты крупных гостиничных комплексов в последнее время не пользуются такой уж большой популярностью. Зачастую многие владельцы зданий, коттеджей, домиков всерьез задумываются о превращении своей недвижимости в мини-отель.

Маркетинговая стратегия

Общемировых норм и критериев для мини-гостиниц нет. В США мини-отель имеет до 150 номеров, в Европе - до 50, в России - от 5 до 50. Располагаются они как в отдельных зданиях, так и на специально выделенных этажах. Так, в одном из московских отелей находится <гостиница в гостинице> - с другим названием, другим персоналом, другими интерьерами. В нашей стране мини-отели различных модификаций наиболее популярны в двух туристических центрах - Санкт-Петербурге и Сочи, где встречаются гостиницы от 3 (есть и такие) до 20-30 номеров. Однако, по словам консультантов, эффективен и надежен отель, в котором 50 номеров и больше.

Разумеется, прежде чем открывать гостиницу, необходимо определить, для кого она будет предназначена. Целевая аудитория в немалой степени зависит от географического расположения (центр мегаполиса, побережье сезонного или функционирующего круглый год курорта) и т. д. Следующий шаг - определить
  • ситуация на рынке спроса и предложения
  • конструктивные и строительные особенности, а также технические требования, влияющие на общий размер капитальных затрат (которые предстоит окупить оператору отеля)
  • объем денежных средств для возведения или ремонта недвижимости
  • экономичность и удобство управления с точки зрения формирования структуры себестоимости и экономических показателей

Как только проанализированы результаты маркетингового исследования и выявлены наиболее яркие перспективы развития, инвестору нужно определить, объект какого типа отвечает рыночным условиям и больше подходит для данной территории.

По наблюдениям специалистов, нынешнее развитие гостиничного бизнеса в России идет другим путем. Сначала в умах инвесторов рождается идея: <А почему бы и нам не построить отель?> Затем расцветают фантазии на тему: <Он будет лучшим и самым необычным>. Вот и появляется непохожий ни на что продукт, который невозможно классифицировать, и нельзя предсказать заранее его доходность. Именно в силу изначально неправильного и непрофессионального построения схемы реализации проекта и возникают подобные ситуации, когда не отель работает на инвестора, а инвестор работает на отель. По этой причине и следует определять наиболее востребованную на конкретном рынке модель гостиничного объекта только после проведения маркетингового исследования и анализа существующего и потенциального конкурентного окружения.

Сейчас на отечественном рынке в основном встречается вариант <мини-бутик-отель>, оказывающий услуги класса люкс. Это вызвано тем, что небольшое количество номеров подталкивает владельцев гостиниц максимизировать цену продаж и, следовательно, позиционировать свой отель как эксклюзивный. По мнению же специалистов, Россия нуждается в гостиницах экономкласса, где смогут останавливаться студенты, молодые путешественники - та категория туристов, которая в нашей стране наиболее мобильна, но страдает из-за высоких цен в данной сфере бизнеса.

Интересная модель реализована в двух крупных городах - Лондоне (Великобритания) и Базеле (Швейцария). В комнате площадью 9 кв.?м путешественнику предлагают лишь самое необходимое - постель, окно, санузел. Дополнительные услуги, такие, как ежедневная уборка и телевизор, надо заказывать отдельно. А номер в центре Лондона стоит от 25 фунтов за ночь (для столицы Англии - весьма дешево).

Открыть отель. Разрешительные документы

Лицензирование гостиничного бизнеса в России отменено. Лицензия необходима бару и ресторану при отеле - на торговлю алкоголем. Сертификация услуг для присвоения гостинице класса - дело добровольное.

Минимальные начальные вложения

Возведение и оснащение небольшого отеля среднего класса на 50 номеров в Москве или Санкт-Петербурге обойдется инвестору примерно в 5 млн долл. На получение разрешительной документации (строительной) уйдет около года, на саму постройку - примерно столько же. Хотя реально срок оформления, согласования и строительства может оказаться гораздо больше. А затраты вернутся не раньше, чем лет через шесть. В случае привлечения средств извне, например банковского кредита, срок окупаемости проекта увеличивается до семи-восьми лет.

В Средней полосе России гостиница (до 20 номеров) среднего класса потребует меньших средств, около 350-500 тыс. долл. Окупятся расходы уже через четыре-пять лет. Несомненно, мини-отели инвестиционно более привлекательны, потому что первоначальные вложения и сроки окупаемости у них значительно меньше.

Юридическое оформление

Особого юридического оформления для эксплуатации гостиницы не требуется. Необходимо иметь правильно оформленные и зарегистрированные документы, подтверждающие ваше право собственности на здание и согласование с действующими инстанциями, в первую очередь санэпидемнадзором.

В случае организации мини-отеля в квартире необходимо соблюдение всех строительных, санитарных, противопожарных правил, а также назначения жилого помещения. Но в соответствии с п. 3 ст. 288 ГК РФ размещение собственником жилого помещения предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. В данном случае необходима консультация юриста.

Если гостиница предоставляет дополнительные услуги, например питание, стоит помнить о том, что в наличии должны быть сертификаты качества на все товары, используемые для организации обслуживания, поскольку их могут потребовать и гости, и представители проверяющих инстанций. Стоит ли говорить, что и сама продукция должна быть безопасной не только по документам. И уж совсем нельзя забывать о выдаче контрольно-кассовых чеков при расчете с клиентами.

Налогообложение

Налоговых льгот для владельцев мини-отелей действующее законодательство не предусматривает, то есть правила едины для объекта и на 200, и на 20 номеров. Единственное, что может сделать владелец маленькой гостиницы, - перейти на упрощенную систему ведения бухгалтерского учета и отчетности (как малое предприятие).

Текущие затраты

1. Коммунальные платежи и содержание персонала - две основные статьи расходов именно по номерному фонду и по отелю в целом.

2. Затраты на создание запасов продуктов и напитков для ресторана (если отель предоставляет питание) или иные расходные материалы. Они являются своего рода замороженными деньгами, из-за чего средств может не хватить на оплату других счетов. Поэтому нужно правильно вести внутренний производственный учет.

3. Расходы на обновление номерного фонда: мебели, оборудования, текстиля, ковровых покрытий, обветшавших стен и т. д. Для поддержания уровня предоставляемых услуг, постоянного повышения привлекательности отеля следует время от времени обновлять обстановку. Поэтому необходимо делать постоянные отчисления в собственный резервный фонд.

Необходимый персонал

Мини отелю до десяти номеров требуется минимум служащих:
  • управляющий (с этой ролью прекрасно справится хозяин)
  • администратор или портье, выполняющий целый спектр обязанностей (продажа номеров, размещение постояльцев, расчеты с гостями, ответы на телефонные звонки)
  • горничная
  • технический персонал, осуществляющий текущий ремонт систем жизнеобеспечения (можно заключить договор сотрудничества с уже существующей фирмой, если нежелательно или невозможно организовать собственную службу)
  • охранник (не обязателен)

В Европе, как правило, подобные отели держатся исключительно на труде хозяев, которые подчас осуществляют функции управляющего и техника, администратора и повара, горничной и посыльного. За границей этот бизнес передают по наследству от поколения к поколению, им дорожат и заслуженно гордятся.

Прибыль

При правильном изначальном позиционировании и грамотной организации текущей работы прибыль до уплаты налогов может составлять до 40 %.

Типичные ошибки владельцев отелей, или на чем нельзя экономить

1. Организация мини-бутик-отеля в месте отдыха большого количества молодежных туристических групп и семейных пар с детьми.

2. Изначально неправильная оценка своих инвестиционных возможностей и, соответственно, попытка неоправданно экономить на предприятии, которое рассчитано минимум на 20 лет.

3. Экономия на профессиональном архитекторе, приводящая к неэффективному использованию площадей. Так, вместо двух двухместных номеров иногда создают один дорогой и, следовательно, простаивающий люкс с джакузи и барной стойкой. Неверное планирование функциональных связей помещений может обернуться недовольством гостей запахом из кухни в общественных зонах, тележками с грязным бельем возле гостевого лифта или гостевой лестницы.

4. Попытка сэкономить на профессиональном дизайнере, имеющем опыт создания гостиничных интерьеров. В итоге можно серьезно поплатиться. Разнообразие оформления номеров в рамках одного отеля не приводит ни к дополнительному потоку туристов, ни к экономии. Светлое ковровое покрытие вокруг кровати в скором времени придется заменить, или, например, номер будет простаивать из-за того, что разлитое на такой пол красное вино никак не оттирается. Роскошные льняные шторы и покрывала, несомненно, создают очарование легкости и шик Средиземноморья. Но день за днем они впитывают посторонние запахи, а после первой же стирки сядут и станут годны только на скатерти в ресторане. Придется купить профессиональные шторы и покрывала - фактически заплатить дважды. То же касается и отделочных материалов для общественных зон.

5. Экономия на безопасности гостей и служащих. Это касается отеля и на 500, и на пять номеров.

6. Найм неквалифицированного персонала на этапе становления предприятия. Среди персонала должен быть кто-то, кто сможет ответить на любые вопросы. Чаще всего это управляющий, который ведет проект с предоткрытия. Изначально неграмотно поставленная организация продаж, неправильная работа с постояльцами способны сразу испортить отелю репутацию на всю оставшуюся жизнь.

Источник: Издательство "Деловой Мир"

вернуться к списку статей


© 2007 Мини отели Санкт Петербурга